|
|||
|
Пражский град
Две столицы: Прага-Вена, а/к ЧСА (суббота) Пражский Град относится к числу крупнейших крепостей в мире. Он является не только сердце чешской столицы, но и главным свидетелем истории города. Основание Града князьями Пржемысловичами датируется второй половиной 9 века. В результате постоянного расширения в последующих столетиях, часто нарушаемого пожарами и разрушениями, возник великолепный комплекс, дошедший до наших дней. Элементы романского, готического, ренессансного и барочного стилей свидетельствуют о переплетении разных культур, влиянии сменяющихся исторических эпох, художественных и архитектурных направлений. Почетный двор (или Первый двор Града) происходит с времен правления Габсбургов. Мария Терезия Габсбургская доверила планировку придворному зодчему Н.Пакасси. На боковых столбах входных решетчатых ворот установлены Борющиеся гиганты, копии скульптур И.Плацера-старшего. Через Матиашовые ворота, построенные в 17 веке, можно пройти во Второй двор Града, где находится фонта в стиле барокко, украшенный статуями работы Х.Коля. В здании, находящемся на северо-восточной стороне двора, располагается Картинная галерея Пражского Града, где выставляются картины из Рудольфовской галереи и коллекции Фердинанда II. Здесь можно найти работы известных европейских живописцев. К наиболее выдающимся мастерам относятся Якопо Робусти («Поклонение пастухов», «Христос и прелюбодейка»), Тициан («Туалет молодой женщины»), П.Брандл («Апостол Павел»), Веронезе («Святая Екатерина с ангелом»), Рубенс («Собрание богов») и другие. На противоположной стороне двора находится часовня св.Креста, построенная в 18 столетии. Стены часовни расписаны В.Кандлером и Й.Наврателем. Статуи Свв.Петра и Павла и св.Яна Непомуцкого украшают часовню. Третий двор Града ранее входил в состав древней крепости. В настоящее время вместе с кафедральным собором, старым пробством и королевским дворцом он образует ядро Пражского Града. Наиболее выдающимся и поистине великолепным архитектурным сооружением чешской столицы можно назвать храм св. Вита. История этого уникального архитектурного произведения, достроенного только в 1929 году, началась в 926 году, когда первоначальную ротонду князь посвятил св.Виту. Более ста лет спустя здесь возникла романская базилика, на месте которой в первой половине 14 века началось строительство кафедрального собора. На протяжении веков храм претерпевал изменения, рос и приобретал прекрасный облик. Фасад, ограниченный двумя башнями, является шедевром новоготической архитектуры. Он отличается богатыми украшениями, привлекающими внимание прежде всего центральной оконной розеттой и порталом. Нельзя оставить незамеченным и удивительный витраж, изображающий сцены из Истории творения мира. Монументальный интерьер, настоящее торжество готики, внушителен по своим размерам. Длина главного нефа – 124 м, высота свода – 34 м, ширина трансепта – 60 м. Это самый большой костел в Праге и одна из самых величественных построек Града. Внутреннее пространство разделено огромными колоннами, несущими стрельчатые арки, на три нефа. Особое внимание стоит уделить красивым нервюрным сводам и прекрасным мозаичным витражам. В трифории установлены бюсты, в том числе выдающихся созидателей храма и бюсты королевской семьи Карла IV. Над южным порталом снаружи находится мозаика 14 века («Страшный суд»). Кроме того портал украшают мозаичные портреты Карла IV и его жены Елизаветы Померанской. На хорах помещен большой орган 18 века. Королевский саркофаг перед главным алтарем является по существу мавзолеем Габсбургов. Самой ценной из многих капелл храма является капелла св. Вита, стены которой украшены богемскими самоцветами. Эта капелла ведет в недоступную для публики Королевскую сокровищницу, в которой хранятся драгоценности богемской Короны. Из близлежащей капеллы св. Креста можно спуститься в королевскую крипту, где покоятся останки чешских правителей. Старая ризница, называемая капеллой св. Михала, выделяется уникальным звездчатым сводом. Рядом с капеллой св.Анны находится великолепная резная рельефная доска с изображением эпизода из истории города – Бегство Фридриха V Пфальцкого. Из остальных капелл выделяется капелла св.Яна Непомуцкого, в которой помещены серебряные бюсты святых Войтеха, Кирилла, Вацлава и Вита. Стоит обратить внимание на некоторые надгробия. Старое пробство. Это здание расположено у юго-западной стороны кафедрального собора. Особого внимание заслуживает статуя св.Вацлава. Рядом со зданием установлен гранитный обелиск, памятник жертвам Первой мировой войны, и конная статуя св. Георгия (копия). Старый королевский дворец был построен в 12 веке на месте княжеского дворца 9 столетия. Первоначально романское здание перестраивалось и расширялось. Дворец был резиденцией чешских князей и королей до прихода Габсбургов. Из помещений внутри дворца выделяется Владиславский зал с его уникальным позднеготическим крестовым сводом. Раньше здесь устраивались банкеты знати, сегодня в этом зале избирается президент республики. Рядом находится капелла Всех святых. С правой стороны бокового алтаря в капелле находится картина Снятие с креста. Главный алтарь украшен картиной, изображающей День всех святых. Среди других помещений запоминается Людовиково крыло дворца с Чешской канцелярией, Зеленая комната, орнаментированная многочисленными гербами. Романское здание Базилики св. Георгия с фасадом в стиле барокко находится на Йиржской площади, за абсидой храма св. Вита. Базилика является одним из выдающихся памятников романской архитектуры в Чехии. Она была основана в 915-921 гг. Над костелом возвышаются две башни-близнецы. Часовня св. Яна Непомуцкого была построена в 18 веке. Особое внимание в ней заслуживает статуя св. Георгия на тимпане, давшая название храму, и настенная роспись Прославление св.Яна Непомуцкого на своде. В центральном нефе привлекают архитектонические элементы 10-12 веков. На своде хоров сохранились остатки романской настенной живописи 13 столетия (Небесный Иерусалим). На абсидальных сводах остались росписи, изображающие Коронацию Девы Марии. В крипте – статуя св. Бригиты. В капелле св. Людмилы находится гробница этой святой. Собрание древнего чешского изобразительного искусства Национальной галереи размещено в монастыре св. Георгия, основанном Орденом бенедиктинок в 937 году. Это был первый монастырь бенедиктинок, основанный в Чехии этим Орденом. Составленная в хронологическом порядке экспозиция начинается с готических произведений Марианских скульптур, а также предметов привезенных сюда из чешских костелов. В подавляющем большинстве по своей тематике они относятся к художественным произведениям, боготворящим Деву Марию. В северной поземной галерее помимо нескольких Марианских статуй выставлен великолепный тимпан из костела Девы Марии Снежной. Циклы Мастера вышебродского алтаря 14 века изображает сцены из жизни Христа. Здесь же находится конная статуя св. Георгия. В зале Мастера Теодорика выставлены станковые композиции, написанные в 14 веке. В следующем помещении находится тимпан из северного портала Тынского храма. В северной галерее можно увидеть работы Жебрака. А на втором этаже выставляются произведения художников-маньеристов, представителей барокко и картины эпохи рококо. Золотая улочка. Эта красочная улочка, называемая также улочкой алхимиков, в честь которой Прагу именуют «волшебным городом». Сюда стремятся попасть все посетители Пражского Града. В лабораториях башни Мигулка жившие в ней алхимики пытались якобы раскрыть тайну философского камня и секрет производства золота. Так гласит одна из чешских легенд. Однако на самом деле маленькие домики населяли стрельцы Рудольфа II, а позднее там поселились чеканщики по золоту - «златники». Улочка сегодня привлекает посетителей многочисленными магазинчиками с сувенирами. Где можно купить на память книгу или оригинальные художественные предметы ручной работы. Недалеко от Золотой улочки, в южной части Пражского Града, расположен Лобковицкий дворец. В его залах размещена постоянная экспозиция чешской истории, представляющая экспонаты с периода Священной Римской империи вплоть до середины 19 столетия. Южные сады. На южной стороне Пражского Града расположен обширный сад, образованный объединением нескольких существовавших ранее садов, основанных в разные эпохи. В зеленом пространстве, где есть обзорная площадка с видом на несравненную красоту квартала Малая Сторона, особого внимания заслуживает старейшая часть сада, так называемый Райский сад, разбитый в 16 веке. В этом саду находится Матиашова беседка, на деревянном потолке которой изображены резные гербы разных земель Габсбургской империи. В саду На валех, продолжающем Райский сад, - два обелиска в память императорских наместников, выброшенных из окон Града представителями восставших сословий. В нижней части Южного сада расположен Музыкальный павильон, построенный в стиле барокко. Вблизи павильона установлены четыре статуи Античных богов. Вдоль всей северной стороны Замка в 16 веке был раскинут Королевский сад с Бельведером, спроектированном в чисто итальянском ренессансном стиле. Фриз аркадной галереи на нижнем этаже орнаментирован сценами из греческой мифологии. Цикл дополнен портретом Фердинанда I. Интерьер зала украшен стенной росписью К.Рубена. Недалеко от Бельведера установлен Поющий фонтан, отлитый из бронзы. Название фонтана связано с особым звучанием чаши фонтана под струями падающей воды. Нельзя не уделить внимания и Мичовне, богато украшенному зданию эпохи ренессанса. Реклама
|