|
|||
|
Мосты над Влтавой
Прагу пересекает самая длинная чешская река Влтава, которая впадает в Эльбу и вместе с которой покидает Чехию, пересекает Германию, чтобы достичь Северного моря. Длина речного потока, пересекающего Прагу, составляет приблизительно 31 км. Самое короткое расстояние между ее берегами - 40 м, наиболее широкое русло у Ситковской плотины (330 м) в центре города. Под плотиной в 18 веке образовался остров, который сегодня называют Словенским островом и которого можно достичь, пройдя по маленькому мосту напротив Национального театра. Недалеко от этого острова расположен другой - Стрелецкий остров. На Влтаве есть всего десять различных островов. На территории столицы девять ручьев впадают во Влтаву с левой стороны и четырнадцать с правой стороны. В местах древних бродов были построены мосты. Главный брод соединял два берега уже в 9-ом столетии. В середине 10-ого столетия на этом месте был построен деревянный мост, который был разрушен наводнением. В начале 12-ого столетия был построен первый каменный мост – Юдитин мост, длина которого была более 500 м а ширина 7 м. Он стоял примерно в местах сегодняшнего Карлова моста. В 1342 мост был снесен наводнением. В 1865 г. на реке Влтава началась навигация. Так как река Влтава протекает сквозь самую красивую историческую часть города, посетители могут совершить небольшой круиз с гидом, используя катер. Много живописных мест рассеяно по реке Влтава. Одно из самых очаровательных мест – рукав реки Влтава под названием Чертовка, который отделяет остров Кампа от одной из исторических частей города – Малого Города, расположенного на левом берегу реки. В прошлом вода из Чертовки использовалась на заводах и текла во дворцах и бюргерских домах. Гигантское деревянное колесо старого завода является основной моментом живописной группы старых зданий, называемых Пражской Венецией. Посчитать и все мосты, мостики и переходы через пражские реки, речки и ручьи очень непросто. Поэтому основное внимание обратим лишь на основные мосты Праги, переброшенные через реку Влтаву. Збраславскиймост, носит гордое название "Мост Велогонки мира". Збраслав - великолепная скальная часть Праги, и древняя: в Збраславском замке, например, похоронена Элишка Пржемысловна… А вот збраславский мост - "из молодых": он бетонный, построен в 1964 году, а его единственная гигантская арка воспринимается как ворота в Прагу. Браницкий железнодорожный виадук построен в 1952-55 годах. По нему проходят две автомагистрали и две же железнодорожных колеи. А посередине - огороженная пешеходная дорожка. Нужно припомнить то время - время сталинских репрессий, прокатившихся и по Чехии. Мост строили репрессированные чешские интеллигенты и профессура - пражане до сих пор называют его Мостом Интеллигенции. Баррандовский автомобильный мост построен в 1983 году и является частью многополосной кольцевой дороги, проходящей почти по всей Праге (правда, в отличие от Москвы, внутри границ города). Мост пересекает Влтаву под углом в 53 (!) градуса. Это самое крупное мостовое сооружение на территории Чешской республики. Железнодорожный мост под Вышеградом построен в 1901 году. По обеим сторонам его - лишь чуть огороженные пешеходные настилы. Мост Палацкого - второй по возрасту автомобильный мост - был закончен в 1878 году. Назван по имени Франтишка Палацкого (1798-1876), выдающегося "будителя", деятеля чешского народного движения, автора "Истории чешского народа". В оформлении моста использованы камни с оттенками национального флага Чехии: синеватый гранит, красный песчаник и белый мрамор. Впрочем, эти сейчас эти оттенки разглядеть трудновато: время и копоть берут свое. Первоначально мост был украшен четырьмя огромными парными скульптурами Йозефа Мысльбека: Либуше и Пржемысла, Забоя и Славоя, Цтирада и Шарки, Люмира и Писени, - все это персонажи древних чешских легенд. При реконструкции и расширении моста скульптуры в 1948 году были перенесены на Вышеград, на поле так называемого Вышеградского сада. Йирасков мост (1933) начинается от площади Алоиза Йирасека (известного чешского писателя) - пожалуй, одной из самых красивых в Праге; именно на этой площади стоит так называемый "Танцующий дом" (еще одно название - "Джинджер и Фред"). На самом деле этот мост - железобетонный, но все шесть его пролетов обложены гранитом. Мост легионеров (Мост Легии), законченный в 1901 году, сменил бывший здесь прежде железный вантовый ("цепной") мост Франца I. Более ранний, носивший имя одного из Габсбургских императоров, строился в 1839-41 гг., и был вторым по времени возникновения пражским мостом (после Карлова моста). Этот прежний мост был разобран в 1888 году. Новый - мост Легии - назван по имени чешских легионеров 1-й Мировой войны, прокатившихся, кстати, и по всей России, до Владивостока. В отделке, также как и в случае моста Палацкого, использованы граниты трех национальных цветов Чехии. Карлов мост - самый старый в Праге. Он являет собой настоящий символ Праги и одновременно связующее звено между Старым Городом и Малой Стороной. Строительство моста началось во второй половине 14 века и было закончено в начале 15 столетия. Длина моста – 516 м, ширина – 10м, стоит он на 16 опорах. Вход на мост «охраняется» двумя Малостранскими предмостными башнями, которые раньше входили в пражский оборонительный комплекс. Монументальное впечатление готического Карлова моста смягчает и оживляет архитектоническое решение, которое можно назвать галереей под открытым небом. Внимание посетителей привлекают около 30 статуй и скульптурных групп, создающих неповторимую атмосферу Праги. В 1657 году, когда был реставрирован бронзовый готический крест, находившийся здесь с 14 века, начали создавать статуи и скульптурные группы по обеим сторонам моста. Большинство статуй сегодня заменено копиями. Подлинники из песчаника, которые подверглись разрушающему влиянию неблагоприятных погодных условий, хранятся ныне в лапидарии Национального музея. Наиболее ценной считается статуя св. Лютгарды, единственное произведение из мрамора – статуя св. Бениция, из бронзы - статуя св. Яна Непомуцкого, находящаяся в середине моста. Рельеф между шестым и седьмым пролетом обозначает место, откуда этот святой был сброшен в воду. Древнееврейская надпись вблизи скульптурной группы Креста (Голгофа) напоминает о предосудительных поступках одного еврейского богохульника. Свиток под статуей св. Франциска Серафинского содержит стихи псалма. Карлов мост является одним из главных туристических центров Праги и всегда заполнен сотнями посетителей, которым предлагают свои товары художники, торговцы и ремесленники. Манесов мост - бетонный, закончен был в 1914 году. Прежде именно в этом месте была паромная переправа через Влтаву. Назван по имени еще одного "отца" - на этот раз чешской живописи, Йозефа Манеса. Именно Манес, кстати, является автором нижнего циферблата пражского Орлоя (курантов староместской ратуши) Чехов мост - самый короткий пражский мост через Влтаву, его длина 169 метров. Это единственный пражский арочный мост. И - охраняемое государством техническое сооружение: образчик мостостроительства периода чешской сецессии, аналога русского модерна. Штефаников мост сооружен в 1951 году на месте бывшего моста императора Франца Йозефа I. Главков мост - единственный в Праге, который никогда не переименовывался. Строился в два этапа: сначала, в 1910-м году - с правого берега Влтавы на остров Штванице; эта часть моста была стальной. Другая, более поздняя (1911 года) часть - в сторону Голешовиц - бетонной. В конце 50-х годов мост начали перестраивать: в два раза увеличили его ширину, а стальная часть была заменена железобетонной. Карлинский виадук (виадук Негрелли), законченный в 1850 году, в Европе считается красивейшим образцом железнодорожного сооружения. Рекордсмен как по числу арок - восемьдесят пять! - так и по длине: почти километр с четвертью. На месте Либеньского моста (1928) прежде был другой, по-своему уникальный: деревянный, длиной 449 метров. Длина нынешнего - 780 метров, и, помимо реки, этот мост тянется еще и над Голешовицкой пристанью. Мост под Буловкой - железнодорожный, поставлен на сдвоенных косых опорах. Сооружен в 1976 году, а Влтаву пересекает под углом 45 градусов. Мост Баррикадников был закончен в 1928 году, а в 1977 - перестроен почти до неузнаваемости, так как прежний быстро одряхлел и стал небезопасным, да и 16-метровая ширина перестала отвечать транспортным требованиям. Это последний автомобильный пражский мост по течению Влтавы: далее – лишь стальной трамвайный, и - висячий переходик для велосипедистов и пешеходов к Тройскому замку Самый высокий мост – Нусельский. Это одна из самых интересных современных пражских мостовых построек. Сооруженный в 1965-1973 годах, он имеет длину 485 м, а высоту - ок.40 м. Мост перекинут через Нусельскую долину, он соединяет два пражских холма, и выглядит - словно мост над ущельем. Это - метромост (поверху - автомобили, внутри, в туннеле - поезда метро), но за счет особой конструкции туннель метро не заметен вовсе - сбоку кажется, что видны лишь ребра жесткости. Реклама
|