Прага -4 °C
Брно -3 °C
Оломоуц -3 °C
Острава -6 °C
Пльзен -4 °C

Как по Лос-Анджелесу невозможно путешествовать пешком, без машины, так и Остраву лучше смотреть из окон трамвая

Карлштейн


Среди романских и готических замков, сохранившихся в центральной Европе, лишь немногие могут соперничать с Карлштейном по красоте местоположения, архитектурному совершенству, по числу сохранившихся в нем художественных сокровищ. Башни Карлштейна напоминают зу6цы королевской короны, венчающей лесистые холмы на подступах к Праге. В 1346 г. на чешский престол вступил король Карл IV. Два года спустя, в 1348 г., следуя воле короля, чешский архиепископ Арношт из Парду6иц торжественно заложил первый камень нового замка Карлштейн, который должен был стать не только резиденцией короля, но и хранилищем регалий, сокровищницей Чешского королевства. Закладка Карлштейна, совершившаяся почти одновременна с основанием Нового города и университета в Праге, заняла важное место в ряду культурных свершений 14 в. Возведение замка была завершена по тем временам очень быстро в течение семи лет. Уже в 1355 г. король Карл IV жил в Карлштейне, а в 1357 Г., стремясь подчеркнуть значение нового замка, учредил Карлштейнский капитул.

Карлштейн сохранял свое значение не только до конца жизни короля Карла IV, но и при его сыне, Вацлаве IV. В 1422 г., во время гуситских войн, когда замок Карлштейн осаждался гуситами, он подвергся сильным разрушениям. В XVI в. архитектор О. Авасталис провел реставрацию замка, придав ему ренессансный характер. Но с тех пар значение Карлштейна не поднималось до прежнего уровня. В 1619 г. из Карлштейна была вывезена сокровищница чешской короны, в 1625 г. замок был отдан во владение чешским королевам, а в1626 г. Карлштейн был заложен частному лицу. В прошлом веке (1888-1897) замок Карлштейн подвергся реставрации, а с 1919 г. стал государственной собственностью.

Место для постройки Карлштейна было выбрано как нельзя более удачно - замок расположен на пяти уступах высокой скалы с отвесно спускающимися стенами. Замок состоит из трех основных построек, обороняющихся как единое целое, так и самостоятельные укрепления. Но, по историческим сведениям, император Карл ставит перед этой крепостью задачу быть не только неприступной твердыней, но и стать центром религиозно-политической жизни Европы, как священная гора в Иерусалиме. Замок многоярусный, в зависимости от степени религиозной значимости каждой постройки. Нижний уровень, бургграфство, далее дворец императора, его светское жилье. И, наконец, Большая Башня, в которой есть «святая святых» - Часовня святого Креста. Комплекс замыслен как путь пилигримов-паломников к «святому источнику». На самом нижнем и наименее значимом уровне Карл строит наружный двор, на котором стоит бургграфство и слуги занимаются хозяйственными работами: стирают белье, пекут хлеб, куют оружие и складируют припасы. Здесь же находится самая нижняя колодезная башня, нависающая над речкой Берункой. В этой постройке находится мощный барабан колодца, с помощью которого всего лишь два человека за несколько минут поднимают наверх сразу 12 литров воды. Тот, кто обладал этой башней - владел замком. Не единожды армия врагов пыталась захватить Карлштейн. Сколько погибло воинов на склонах Княжьей горы! А ведь всего лишь необходимо было отрезать крепость от воды или отравить ее. За всю историю замка эта тайна так и не станет достоянием врагов.

В настоящий момент в экспозиции замка имеются только копии королевских регалий времен короля Карла. Посетить Карлштейн обязательно стоит – он удивительно красив и прекрасно гармонирует с окружающей его природой. Современная экспозиция в замке была сделана в 1955 г., и с этого времени практически каждый посещающий Прагу турист наносит визит в замок Карлштейн, сокровищницу искусства чешской готики. Во время экскурсии предлагается осмотреть многочисленные интерьеры, которые приблизят к пониманию особенностей быта высокопоставленных представителей знати XIV-XV веков. Первое помещение, куда попадаешь в замке, оказывается Манский зал. Внушительная комната, украшенная деревянным потолком и оригинальным камином XIV века. В этом огромном зале собирались маны или вассалы, которым была поручена охрана замка. Здесь расположен большой отреставрированный камин. В этом зале выставлен напоказ складной алтарь кисти Томассо да Модены, которым дорожил Карл, и карта Священной Римской Империи во времена его правления. По ней можно понять, какой грандиозный замысел смогла воплотить в реальность его незаурядная личность.

В Марианской башне можно посмотреть копии когда-то хранившихся в замке драгоценностей. Непременно стоит посетить сохранившиеся практически в первоначальном виде часовни Девы Марии и Святой Екатерины с ценными фресками. Замок производит впечатление своей основательностью и позволяет посетителям почувствовать мир Европы времен Карла IV. Кстати, в замке создан музей, экспозиция которого посвящена эпохе этого императора.

Через второй двор замка (двор буркграфства), отделявшийся от первого рвом, через специальные входные ворота лежит путь на третий двор замка, где были сосредоточены его основные постройки: королевский дворец, собор Богоматери и самая высокая точка замка - башня с часовней св. Креста. В ней помещалась сокровищница чешской короны. Значение этой башни как сокровищницы было подчеркнуто неприступным характером ее стен (толщина стен достигает четырех метров). Стены часовни св. Креста выложены отполированными полудрагоценными камнями, а над ними видны написанные на дереве изображения святых, исполненные чешским живописцем Теодориком. Свод капеллы был усыпан позолоченными и стеклянными и хрустальными осколками, которые как бы имитировали усыпанное звездами небо.

Между большой башней с часовней св. Креста и королевским дворцом расположен собор Богоматери. В XVI в. между дворцом и собором построили крытые галереи-переходы. Стены костела, находящегося на территории собора, украшены росписями, которые отличаются реалистической манерой исполнения. Эти изображения почти современных художнику сцен из жизни Карла IV. В особенности выразительна сцена, изображающая короля с крестом и реликвиями. Король Карл IV написан в профиль, но от этого ничуть не пострадало портретное сходство. Это первые в чешском искусстве реалистические портреты, перекликающиеся со скульптурными портретами в пражском соборе св. Вита.

В юго-западной части собора находится личная молельня короля Карла IV. Как утверждают историки, когда король находился в часовне, никто не смел его беспокоить, а в случае крайней необходимости ему можно была передать важные документы через специальное отверстие у самого пола в стене часовни.

Сильнее остальных сооружений пострадал от позднейших перестроек королевский дворец. Большая часть первоначальных готических элементов дворца была уничтожена при его ренессансной перестройке. В самой нижней части дворца располагались погреба, выше - конюшни и сараи; над ними помещения для императорского двора. На третьем этаже находились личные покои короля. В кабинете Карла IV сохранилась старая облицовка стен. Непосредственно к кабинету примыкала спальня короля, соединявшаяся винтовой лестницей с расположенными в следующем этаже покоями королевы. Покои императора соединялись деревянной галереей с церковью Богоматери, находившейся неподалеку от королевского дворца.

Карлштейн находится в 35-ти километрах от Праги, на юго-востоке. Эффектный вид замка обрамляют зелень лесов и синева неба, если пилигриму повезет приехать сюда в летнее время. Зимой замок тоже красив среди искрящегося снега, но летом эта картина все же более контрастна. Восхождение к замку длится довольно долго, если совершать его пешком. На площади, куда прибывают все приезжие, стоят экипажи, открытые ландо. Когда поднимаешься к замку, вынужден огибать его (так уж проложена горная дорога) и создается впечатление, что крепость очень большая.

Существует у замка и свое старинное предание. Грозные рыцари, защитники Карлштейна, не покидают своих боевых постов, продолжая и сегодня охранять Княжью гору. Они невидимым дозором обходят крепость, свешиваясь в бойницы и пристально наблюдая за всеми передвижениями. Говорят, им помогает тролль, чьи быстрые шаги слышны в переходах замка. Спускаясь с горы, я точно знаю, что замок только и ждет, когда опустятся сумерки и крепость покинет последний человек. Только тогда настанет время для истинной жизни замка и его обитателей.

Замок открыт для посетителей: в ноябре, декабре, январе и марте с 9.00 до 15.00, ежедневно кроме понедельника; в апреле и октябре с 9.00 до 16.00, ежедневно кроме понедельника; в мае, июне, сентябре с 9.00 до 17.00, ежедневно кроме понедельника; в июле и августе с 9.00 до 18.00, ежедневно кроме понедельника. В феврале замок для посетителей, к сожалению, закрыт.


Реклама